UEFI boot – what is it?

UEFI Boot

UEFI boot is a new generation program that will speed up computer boot up and is similar in structure to BIOS. BIOS is a pre-program (code that is embedded into the computer’s motherboard). It starts before the operating system boots, checking the health of the computer and debugging the hardware (drivers). UEFI, in contrast to the usual BIOS-a, is a graphical interface, flexibly programmed and really allows you to start the OS faster.

The preprogram is located on top of the entire hardware filling of the computer, and its code, which is much larger than the BIOS in size, can physically be located anywhere – in the memory chip on the motherboard, on the hard disk or in the network storage. Thanks to this, it resembles an operating system, only in a simplified version. When the computer starts, the UEFI service is loaded first, checking all the components of the latter, and then the operating system itself.

UEFI benefits

UEFI

  • acceleration of OS loading;
  • Russian and English language support;
  • no problems with using large hard drives (2 TB and higher);
  • support for multi-start operating systems, their correct organization;
  • visual control of the state of PC parts;
  • user-friendly and human-readable visual interface;
  • the microcode of the program contains more protection against viruses than the BIOS;
  • like full-fledged operating systems, it has its own software and network storage.

As for UEFI Secure Boot, this is a way of protecting against the launch of non-licensed code in advance by the developers. It does not allow virus programs to replace the bootloader, and when used by Microsoft, it saves you from a pirated version of the OS. However, most often this mode is disabled by default, or for some reason users have to disable it on their own.

Currently, UEFI is presented as a separate part of the standard BIOS, but computers with motherboards are already being released, where the opposite is true – the BIOS is considered an additional module to UEFI.

Разница между UEFI и БИОС

Difference between UEFI and BIOS

  • Ability to support GPT markup;

The GPT partition was created specifically to make it less problematic to work with disks of 2 TB or more. In addition, when setting up the operating system for the first time, you can partition the disk into any number of partitions, which was previously impossible. The previous markup method – MBR is not compatible with uefi and work with it is possible only with the optional CSM (Compatibility Support Module) extension.

  • Modular architecture;

The shell module (not available on all laptops) “allows” control of user applications directly in UEFI mode. As mentioned, UEFI is like a standalone operating system, even with network driver support. The program specification “allows” the use of drivers for UEFI using the OS, for example, if the main operating system does not have a network driver or does not work.

  • Built-in boot manager;

If you plan to multiboot, you do not have to install a specialized boot manager. You can independently add new sections to the menu, where there is a list of all disks and flash drives. Thus, it is possible to run the Linux kernel without using a bootloader or to install both Windows and Linux on the same device.

Secure Boot does not negate this option for Windows 8 users. All devices have the ability to disable this mode, except for ARM tablets, where Win 8 was installed as the standard OS. Protected mode prevents unsigned code from being used even when the operating system is running, so malicious Trojans will not infiltrate either Windows or Linux. However, if an attacker has physical access to the PC, he can almost always replace the license keys with his own.

Secure Boot

Using UEFI to Boot the Operating System from USB — execution order

  • Go to the BIOS and select Disable in the Secure Boot item.

убрать защиту биос

  • Under OS Mode Selection, select Uefi and Legacy boot.

разрешить загрузку UEFI

  • After that, you can restart the BIOS – booting from USB is activated.

Installing Windows UEFI
установка windows

Installing windows via BIOS is radically different from installing via UEFI. The first step is to create a bootable USB stick. One of the most suitable programs for such purposes is the Rufus 1.4.6 utility. It is free, does not require installation, and therefore does not take up much space on your hard drive or removable media. Importantly, it is suitable for hard disk GPT partitioning and can work with the UEFI specification. A suitable utility update can be downloaded from the official developer website.

Run the utility and specify the name of the flash drive intended for installation (you first need to delete important files by clearing memory). In the “File system” item, select FAT 32, then as the partition scheme – GPT (GUID Partition Table), the system interface – UEFI. Check the box next to “Create a bootable disk using:”, select ISO Image next to it and specify the full path to the ISO image of the Windows operating system.

Установка Windows UEFI

After entering all the described parameters, you can click on “Start” and the program will independently prepare the flash drive for loading the OS. The time taken for this process depends on the speed of your computer and the USB generation.

If the Rufus utility does not work for you, or if you have problems loading UEFI, you can use a completely similar program called WinSetupFromUSB.

The download is also available on the manufacturer’s website, and its name (translated “Booting Windows from USB”) speaks for itself. A bootable flash drive is created in a completely similar way, since the programs have almost the same interface.

Booting UEFI and preparing for installation

Setting up UEFI is similar to setting up a BIOS. Restart the PC, and as soon as it starts to boot, press the F2 key (or Delete, it depends on which motherboard is installed, you can only check empirically). The control menu will open.

Press the F7 button and select the “Advanced” subsection. In the “boot” or “startup” tab, select the “USB support” function and set the item “Full initialization” there.

In the “Secure Boot” tab, check the “Windows uefi mode” item.

In the Download tab, “Compatibility Support Module” is selected and marked “enabled”. It will not be superfluous to click on additional links and find the line “boot device settings”, where you select “only uefi” (only uefi).

This precaution protects against accidental use of media that does not support your specification. In the entry “booting from media (or storage devices)”, you should mark “both, uefi first” (both, but uefi first).

Now go back to the main menu and check the priority of the boot devices. The flash drive is selected first, then the hard drive. Save the specified parameters by pressing the F10 button, then – Enter and wait for the computer to boot.

Установка Windows UEFI

After completing all of the above, you can install the operating system in your usual way.

Troubleshooting an error in Windows 8.1

If after installing windows or after upgrading to 8.1, a notification appears in the right corner of the monitor that the secure boot is incorrectly adjusted.

On most computers, the problem is solved by going to the uefi menu and enabling the “Secure boot” mode in the BIOS.

In the event that your BIOS version does not have an option to enable / disable secure boot, you need to download an update for version 8.1 from the official Microsoft web page. It is located there under the number KB 2902864 and is valid for both 32-bit systems and 64-bit ones.

After downloading and installing the update, the computer will restart and no more error notifications will appear.

подсистема Bios

How do I disable UEFI?

If you are running XP or Ubuntu instead of Windows 7-8-10, UEFI mode can cause problems when starting the OS from a disk or flash card. The best solution is to disable this mode.

UEFI disable algorithm:

  • Go to the BIOS of the computer. If you plan to disable UEFI in Windows 8 or 8.1, you can click on “Restart” in the “Start” menu and select “UEFI Software Settings” in the additional options. This is the most convenient option – the laptop will start in the required settings.

If the version of the operating system is not suitable, go to BIOS using F2 or Delete, as suggested above. There may be other options for the keys, most often the desired button is indicated at the bottom of the home screen when you turn on the PC.

  • Open the Boot tab, then Secure Boot and find the OS Type sub-item. There you need to specify “Other OS” and save the parameters by pressing the F10 key. Sometimes you may need to additionally disable the safe startup option (position “disabled”).

Интерфейс UEFI

The described instruction is intended for ASUS notebooks, but for other brands the algorithm is the same, the difference is in which key you need to press when starting the computer.

How to find out if Safe Start is enabled?

This option is suitable for the eighth and tenth versions of Windows. Press the Windows + R buttons and in the resulting window enter the command “msinfo32” (without quotes). Press the Enter button.

In the window that appears, on the left, select the “System Information” section, and on the right, find the “Secure Boot Status” line. The “Value” column shows whether the feature in question is enabled or disabled.

Как узнать, включен ли режим безопасного запуска

Additional Information

  • The utility, updated to the second version, supports 32-bit platforms, although it was created for 64-bit ones.
  • The functionality looks like tables of values about the state of computer components, boot services and the so-called runtime – a set of tools for working with the OS.
  • UEFI extensions are also installed from non-volatile sources – from a flash drive or removable HDD.
  • For devices with pre-installed Windows 8, it may be difficult to switch to Linux – their distributions must have signed (certified) crypto keys from the manufacturer.

Founder and editor-in-chief of the computer magazine PClegko. Marketer, entrepreneur and and traveler. The online magazine PClegko project is my hobby. But I plan to grow it into a global project. Your every evaluation of the article and the comments left is very important to me. If you like the project, I will be glad if you support me :) The link contains my main project. I would be glad if you drop by!

This entry was posted in Other and tagged .
5 5 votes
Rate article
Подписаться
Уведомление о
guest
19 Comments
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Oleg
Oleg
2 лет назад

Здравствуй!У меня плата P8H61,с этим чертовым UEFI
,отключал этот режим,W7 вообще ни разу не загружался,на другие жд (с другим компом)-загружаются(ос нелицензионные),загружаю с флэшки.W8.1 тоже самое,начинается загрузка и все-перезагрузка,замучился,что посоветуешь?
Первоначально стояла XP

Павел
Павел
2 лет назад
Reply to  Oleg

Привет! Непонятна суть проблемы… До какого момента доходит загрузка? Включается ли видеокарта или не успевает? Проблемой может быть всё что угодно, а не только то что у тебя UEFI стоит.

Тимофей
Тимофей
2 лет назад

Добрый день. У меня ноутбук Aser Aspire ES 15 ES1-533, Windows 10, произошёл сбой, хочу либо переустановить, либо восстановить. Я отключил Boot Secure, поставил на Disable, но есть ещё UEFI Bott никак не установить его на Legacy, не хочет запускать с флешки, пробовал много инструкций, не получается, помогите пожалуйста

PClegko
PClegko
2 лет назад
Reply to  Тимофей

Здравствуйте Тимофей. То есть у вас не запускается флешка с образом установки Windows 10 верно?

Юрий Иванов
Юрий Иванов
1 год назад

Купил материнку с UEFI; всё прекрасно, но ОС не видит последний раздел ЖД 640 ГБ, который был разбит на 3 раздела (первый был активным, но потом удалён и сейчас на это место поставили “семёрку”)
Что посоветуете?
И ещё – можно ли на ней ставить 64-разрядную ХР ?

Юрий Иванов
Юрий Иванов
1 год назад
Reply to  Pavel Ugryumov

Разделы были сделаны в ХР; когда ставили “семёрку, она чего-то сделала с последним разделом, так что Акронис Директор сказал “раздел зарезервирован системой”
Нашёл Paragon Drive Backup, сделал архив с якобы дохлого раздела, там же восстановил раздел и сбросил архив в раздел – пришлось покувыркаться :-)
ХР 64-рзрядную как-то скачал, да не получился загрузочный диск.. буду ещё пробовать

Валентин
Валентин
1 год назад
Rate article :
     

Здравствуйте ! Через некоторое время после заставки появляется сообщение : The Boot Configur. Data for your PC is missing or contains errors . File : \EFI\Microsoft\Boot\BCD.
Что слетел загрузчик понятно . Но , куда бечь дальше , не подскажите ? Да , ОС W8 .
С уважением .

Валентин
Валентин
1 год назад
Reply to  Pavel Ugryumov

Спасибо ! Буду пытаться . Результат сообщу .

Бро
Бро
1 год назад
Rate article :
     

Здравствуйте, на иконке диска где нужно выставлять приоритет загрузки в биосе теперь надпись уефи, раньше ее не было. Как ее убрать? Откуда она появилась?

Никита
Никита
4 месяцев назад
Rate article :
     

Полезно. Спасибо.

Фирма Шмелева и Парнеры
Фирма Шмелева и Парнеры
4 месяцев назад
Rate article :
     

Самая понятная статья во всем интернете! Спасибо!

Павел Угрюмов
Павел Угрюмов
4 месяцев назад
Rate article :
     

По UEFI и BIOS очень часто возникают вопросы… Как выставить приоритет загрузки и как вообще работать с подсистемами. Эта статья поможет в их решении.

error: Контент защищен от копирования!
This site uses cookies to improve your browsing experience. Your personal data is safe

UEFI boot – что это такое?

UEFI Boot

UEFI Boot UEFI boot  – это программа нового поколения, которая ускорит загрузку компьютера и  она по структуре напоминает BIOS.

BIOS – это предпрограмма (код, вшитый в материнскую плату компьютера). Он запускается до загрузки операционной системы, проверяя работоспособность компьютера и отладку оборудования (драйверов). UEFI, в отличие от привычного BIOS-a, представляет собой графический интерфейс, гибко запрограммированный и действительно позволяющий быстрее запустить ОС.

Расположена предпрограмма поверх всей аппаратной начинки компьютера, а ее код, значительно превышающий BIOS по размерам, физически может находиться в любом месте – в микросхеме памяти на материнской плате, на жестком диске или в сетевом хранилище. Благодаря этому она напоминает операционную систему, только в упрощенном варианте.  При запуске компьютера сперва загружается служба UEFI, проверяя все компоненты последнего , а затем непосредственно операционная система.

Преимущества UEFIUEFI

    • ускорение загрузки ОС;
    • поддержка русского языка;
    • нет проблем с применением жестких дисков большого объема (2 Тб и выше);
    • поддерживание мультизапуска операционных систем, их правильная организация;
    • наглядный контроль состояния частей ПК ;
    • удобный и понятный для человека визуальный интерфейс;
    • микрокод программы содержит большую защиту от вирусов, чем BIOS;
    • подобно полноценным операционным системам имеет собственный софт и сетевое хранилище.




Что касается UEFI Secure Boot, то это заранее предусмотренный разработчиками способ защиты от запуска нелицензионного кода. Он не позволяет вирусным программам заменить загрузчик, а при использовании Microsoft – спасает от пиратской версии ОС. Однако чаще всего данный режим отключен по умолчанию, или же по некоторым причинам пользователям приходится самостоятельно его отключать.

В настоящее время UEFI представляется как отдельная часть стандартного BIOS-а, но уже выпускаются компьютеры с материнскими платами, где все наоборот – BIOS считается дополнительным модулем к UEFI.

Разница между UEFI и БИОС



Разница между UEFI и БИОС

  • Возможность поддерживать разметку GPT;

Разметка GPT была создана специально , чтобы было менее проблематично работать с дисками объемом 2 Тб и больше . Кроме этого , можно при первом настраивании операционной системы разбить диск на любое количество разделов, что ранее было невозможным. Предыдущий способ разметки – MBR не совместим с uefi и работа с ней возможна только при наличии дополнительного расширения  CSM (Compatibility Support Module).

  • Модульная архитектура;

Модуль shell ( есть не на всех ноутбуках) “разрешает” управлять приложениями юзера прямо в режиме UEFI. Как уже упоминалось, UEFI похожа на самостоятельную операционную систему, даже с поддержкой сетевых драйверов. Спецификация программки «разрешает» использовать драйвера для UEFI при помощи ОС, например , если в основной операционной системе отсутствует или не работает сетевой драйвер.







  • Встроенный загрузочный менеджер;

Если планируется мультизагрузка, не придется устанавливать специализированный загрузочный менеджер. Можно самостоятельно добавить новые разделы в меню, там , где находится список всех дисков и флеш-накопителей. Таким образом, есть возможность запустить ядро Линукса, не используя загрузчик или поставить на одно устройство и Виндовс, и Линукс.

Secure Boot не отменяет такой возможности для пользователей Windows 8. На всех устройствах есть возможность отключить данный режим, кроме планшетов на ARM, где Win 8 была установлена в качестве стандартной ОС. Защищенный режим не позволяет использовать неподписанный код даже при выполнении операционной системы, поэтому вредоносные трояны не проникнут ни в Windows, ни в Linux. Однако , если злоумышленник имеет физический доступ к ПК , он практически всегда может заменить лицензионные ключи на свои.

Secure Boot

Использование UEFI для загрузки операционной системы с USB-носителя

Порядок выполнения:

  • Зайти в BIOS и в пункте Secure Boot (защищенная загрузка) выбрать Disable (отключено).убрать защиту биос
  • В пункте OS Mode Selection (выбор операционной системы) выбрать Uefi и Legacy boot (разрешить загрузку).разрешить загрузку UEFI
  • После этого можно перезапустить BIOS – загрузка с USB активируется.

Установка Windows UEFIустановка windows

Установка windows через BIOS кардинально отличается от установки через UEFI. Первым делом необходимо создать загрузочную флешку. Одна из самых подходящих для таких целей программ – утилита Rufus 1.4.6. Она бесплатная, не требует установки и поэтому не занимает много места на жестком диске или съемном носителе. Что важно , она подходит для GPT-разметки жесткого диска и может работать со спецификацией UEFI. Подходящее обновление утилиты можно скачать на официальном веб-сайте разработчиков.




Запускаем утилиту и указываем название флешки, предназначенной для установки(предварительно нужно удалить важные файлы, очистив память). В пункте «File system» (файловая система) выбираем FAT 32, далее в качестве схемы раздела – GPT (GUID Partition Table), системный интерфейс – UEFI. Поставьте галочку у пункта «Create a bootable disk using:» (создать загрузочное устройство с использованием…), выберите рядом ISO Image и укажите полный путь к ISO-образу операционной системы Windows.Установка Windows UEFI

После введения всех описанных параметров можно нажимать на « Start » и программа самостоятельно подготовит флеш-накопитель к загрузке ОС. Время, затраченное на этот процесс, зависит от быстродействия вашего компьютера и от поколения USB.

Если работа утилиты Rufus  вас не устраивает или появляются проблемы с загрузкой UEFI, можно использовать абсолютно аналогичную программу, которая называется  WinSetupFromUSB. Скачивание также доступно на сайте производителя, а ее название (в переводе «Загрузка Windows с USB») говорит само за себя. Загрузочная флешка создается полностью аналогично, так как программы имеют практически одинаковый интерфейс.

Загрузка uefi и подготовка к установке







Настройка UEFI проводится подобно  настройке БИОСа. Перезапустите ПК , и как только он начнет загружаться, нажмите клавишу F2 ( или Delete, это зависит от того , какая установлена материнская плата, проверить можно только опытным путем ). Откроется меню управления.

Нажмите кнопку F7 и выберите подраздел «Дополнительно». Во вкладке «boot» или «startup» (загрузка) нужно выбрать функцию «поддержка USB» и установить там пункт « Full initialization» ( полная инициализация). Во вкладке «безопасная загрузка» (Secure Boot) следует отметить пункт «Windows uefi mode» (Режим Виндовс UEFI).

Во вкладке «Загрузка» выбирается «Compatibility Support Module» (модуль поддержки совместимости) и отмечается как «enabled» (доступный). Не будет лишним кликнуть на добавочные ссылки и найти строчку «настройки загрузочных устройств», где выбрать « only uefi» ( только uefi). Эта предосторожность защищает от случайного использования носителей, которые не поддерживают вашу спецификацию. В записи «загрузка с носителей ( или устройств хранения)» нужно отметить « both , uefi first » ( оба , но uefi первым ).

Теперь вернитесь назад в основное меню и проверьте приоритет загрузочных устройств. Сначала выбирается флеш-накопитель, затем жесткий диск. Сохраните указанные параметры нажатием кнопки F10, потом – Enter и подождите, пока компьютер загрузится.

Установка Windows UEFI

 

После выполнения всего вышеперечисленного можно установить операционную систему привычным для вас способом.

Устранение ошибки, возникающей в Windows 8.1

Если после установки windows или после обновления версии до 8.1 в правом углу монитора появляется уведомление о неправильной регулировке secure boot (защищенной загрузки). На большинстве компьютеров неполадка решается заходом в меню uefi и включением режима «Secure boot» в БИОСе.

В том случае , когда в вашей версии BIOS нету пункта включения/отключения безопасной загрузки, необходимо скачать с официальной веб-страницы Microsoft обновление для версии 8.1. Оно находится там под номером КВ 2902864 и действует как для 32-х битных систем, так и для 64-битных.

После загрузки и установки обновления компьютер перезагрузится и уведомления об ошибке больше не будут появляться.

подсистема Bios



Как отключить UEFI

Если у вас не Windows 7-8-10, а  XP или Ubuntu, режим UEFI может вызвать проблемы при запуске ОС с диска или флеш-карты. Лучшим решением будет отключить данный режим.

Алгоритм действия:

  • Зайдите в БИОС компьютера. Если планируется отключение UEFI в Виндовс 8 или 8.1, можно в меню «Пуск» нажать на «Перезагрузить» и выбрать в дополнительных опциях «Настройки ПО UEFI». Это наиболее удобный вариант — ноутбук запустится в требуемых настройках.

Если версия операционной системы не подходит, зайдите в БИОС при помощи F2 или Delete, как было   предложено  выше. Могут быть и другие варианты клавиш, чаще всего нужная кнопка указывается внизу начального экрана при включении ПК .

  • Откройте вкладку Boot (Загрузка), далее – Secure Boot (безопасная загрузка) и найдите подпункт « OS Type» (Вид операционной системы). Там необходимо указать « Other OS » ( другая ОС) и сохранить параметры нажатием клавиши F10. Иногда может понадобиться дополнительное отключение параметра безопасного запуска (положение «disabled»).Интерфейс UEFI

Описанная инструкция предназначена для ноутбуков марки ASUS, но для  остальных марок алгоритм одинаков, разница в том, какую клавишу нужно нажимать во время  старта компьютера.

Как узнать, включен ли режим безопасного запуска

Этот вариант подходит  для восьмой и десятой версий Windows. Нажмите кнопки Windows+R и в полученном окне введите команду «msinfo32» ( без кавычек). Нажмите кнопку Enter.

В появившемся окне слева следует выбрать раздел «Сведения о системе», а справа найти строку «Состояние безопасной загрузки». Столбец «Значение» показывает , включена или отключена рассматриваемая функция.

Как узнать, включен ли режим безопасного запуска

Дополнительная  информация

  • Обновленная до второй версии утилита поддерживает 32-разрядные платформы, хотя и создавалась для 64-разрядных.
  • Функционал выглядит как таблицы значений о состоянии компьютерных компонентов, загрузочные сервисы и так называемый runtime – набор инструментов для работы с ОС.
  • Расширения EFI устанавливаются и с энергонезависимых источников – с флешки или съемного HDD .
  • Для «машин» с предустановленной Windows 8 могут возникнуть сложности с переходом на Линукс – их дистрибутивы должны иметь подписанные (заверенные сертификатом) криптоключи от изготовителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *